«Откровения» ГФСУ о ЕСВ-админштрафах

С 01.01.2015 г. ст. 165-1 КУоАП обновилась, в результате чего и круг «наказуемых» расширился, и админштрафы за нарушения, связанные с ЕСВ (неправильное начисление, несвоевременная уплата, опоздание с отчетностью и др.), «вздорожали».

К слову, многие этого не отследили. Но недавно налоговики приоткрыли завесу тайны — как же они намерены «админить» виновных по этой статье. Хороший повод вернуться к этой теме. За нарушения в сфере ЕСВ предусмотрен полный букет ответственности: штрафы из п. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ ; административное «преследование» по ст. 1651 КУоАП; «уголовщина» по ст. 2121 УКУ.

Сегодня разговор у нас именно об админответственности по ст. 1651 КУоАП. И в помощь нам письмо № 33814/7/99-99-17-03-01-17*. * Письмо ГФСУ от 11.09.2015 г. № 33814/7/99-99-17-03-01-17. Итак, админштрафы за ЕСВ-нарушения — это действительно вотчина налоговиков? Да. Они и протоколируют эти нарушения, и рассматривают дела о них (ст. 2342 и  255 КУоАП).

В своем письме ГФСУ перечислила штрафоопасные действия:

1) неуплата ЕСВ или несвоевременная его уплата, в том числе авансовых платежей: — в сумме, не превышающей 300 нмдг (для 2015 года — 182700 грн.), — админштраф от 680 грн. до 1360 грн.; — в сумме, превышающей 300 нмдг (для 2015 года — 182700 грн.), — админштраф от 1360 грн. до 2040 грн. Если нарушения выявляют повторно в течение года (повторно штрафуют), штрафная вилка возрастает до 2550 — 5100 грн.;

2) нарушение порядка начисления, исчисления ЕСВ, неподача отчета по ЕСВ или подача его с опозданием либо не по той форме (510 — 680 грн.); при повторном привлечении в течение года — от 680 грн. до 850 грн.;

Важно правильно заполнять все обязательные реквизиты отчета по ЕСВ (п. 6 разд. II Порядка № 435**). Если отчет подан без обязательного реквизита, он будет считаться неподанным со всеми вытекающими последствиями ( п. 8 разд. II Порядка № 435)***.

** Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435.

** Фатальным может оказаться даже сокращенное Ф. И. О. ФЛП вместо полного (см. статью «ФЛП, будь внимателен при заполнении отчета по ЕСВ!» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 35).

3) подача недостоверных сведений, которые используются в Госреестре соцстраха (510 — 680 грн; при повторном привлечении в течение года — от 680 грн. до 850 грн.). Этот Госреестр, напомним, состоит из двух реестров: реестра страхователей (его ведут налоговики) и реестра застрахованных лиц (его ведет ПФУ).

Так вот, за подачу недостоверных сведений, которые используются в реестре застрахованных лиц (который ведет ПФУ), и наказывает именно ПФУ (ст. 244 2 КУоАП). А если… Для «неопытных» админнарушителей в ст. 22 КУоАП всегда была поблажка. Если нарушение малозначительное, уполномоченный орган может не налагать админвзыскание, а ограничиться устным предупреждением. Правда, критерий «малозначительности» в КУоАП не установлен. В такой ситуации очень радует, что ГФСУ взяла инициативу в свои руки и порекомендовала инспекторам не наказывать тех лиц: — у которых сумма ЕСВ, являющаяся предметом правонарушения (к примеру, налоговый долг по ЕСВ, ошибка) ? 10 грн.; — которые не подали или подали с опозданием «нулевой» ЕСВ-отчет по форме № Д5. Имеются в виду ФЛП на общей системе, адвокаты, нотариусы и иные лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, с нулевым доходом. Но помните: это всего лишь рекомендации. Инспекторы на местах лично решают, является нарушение малозначительным или нет, поэтому могут и за меньшее наказать, а могут и за большее простить.

Итак, разобрались, «за что» штрафуют и не штрафуют, теперь посмотрим, «кого». С 01.01.2015 г. штрафуют ФЛП Если раньше вопрос о том, применять к ФЛП админштраф за ЕСВ-нарушения или нет, был в «подвешенном состоянии», то теперь все однозначно: предпринимателей штрафовать могут, так как с 01.01.2015 г. они прямо указаны в ст. 1651 КУоАП как субъекты ответственности. Это значит, что уже не важно, есть у ФЛП наемные работники или их нет (предпринимателей с работниками госорганы причисляли «к лику» должностных лиц), — от админштрафа уйти будет сложно (в случае совершения нарушения). То же касается и иных самозанятых лиц, которые обязаны платить ЕСВ за себя и отчитываться по нему: адвокаты, нотариусы, художники и другие независимые профессионалы.

До 01.01.2015 г. в ст. 1651 КУоАП не было упоминания о ФЛП (штраф применялся только к должностным лицам). Поэтому те ФЛП, у которых не было наемных работников, могли отбиться от админштрафа, доказывая, что они — не должностные лица. К сожалению, такой возможности больше нет ?. Но возникает вопрос: не накажут ли налоговики ФЛП новым штрафом за старые периоды? К счастью, нет. В письме № 33814 налоговики прямо отмечают: за неподачу, несвоевременную подачу, подачу по неустановленной форме отчетности по ЕСВ (формы № Д5) по итогам 2011, 2012 или 2013 года предпринимателей (если они не являются работодателями) админштрафом не наказывают.

Кого оштрафуют у ЮЛ Если ФЛП за ЕСВ-ошибки отвечает сам, то у юрлица ситуация иная: за его ошибки отвечают должностные лица — именно им «светит» админштраф. Так кто же относится к должностным лицам ЮЛ? В том же письме № 33814 ГФСУ указала, что ответственность по ст. 1651 КУоАП распространяется на директора и главного бухгалтера, ведь именно они ответственны за своевременное и правильное исчисление и уплату ЕСВ, а также подачу отчетности по нему. Выходит, что за одно ЕСВ-нарушение оштрафовать могут сразу двоих: и директора, и главбуха. К слову, аналогичное разъяснение размещено и в категории 135.06 ЗІР. В нем налоговики высказались более конкретно, подчеркнув, что должностными лицам ЮЛ (независимо от формы собственности) являются руководители предприятия: глава правления, президент, гендиректор, директор, замдиректора, главбух.   Админнарушений несколько, а он один Допустим, что в ходе проверки выявлено сразу несколько админнарушений с разным составом. В таком случае налоговики составят отдельный протокол по каждому нарушению. Но не следует волноваться раньше времени. Если дела по этим админнарушениям будут одновременно рассматриваться одним и тем же должностным лицом ГФС, штрафы по ним не суммируются, а налагается один — максимальный из возможных (ст. 36 КУоАП).

Опять же, если выявлено несколько однотипных нарушений, суммирования тоже нет — поскольку можно говорить о том, что имеет место одно нарушение, пусть и повторенное несколько раз (налоговики об этом в письме № 33814 не говорят, но сути это не меняет).   Срок админдавности — 2 месяца Если по финсанкциям за ЕСВ-нарушения срока давности нет (т. е. их могут наложить когда угодно — п. 16 ст. 25 Закона о ЕСВ), то с админштрафами не так. С учетом требований ст. 38 КУоАП админштраф налоговики могут наложить только в течение двух месяцев со дня совершения нарушения!

Так что же: если два месяца прошло, значит ли это, что вы уже в безопасности? Не всегда. Обычно правило не обходится без исключений. Так и здесь: есть такие нарушения, которые классифицируют как «длящиеся». Так вот, за них налоговики могут оштрафовать в течение двух месяцев со дня выявления нарушения. Какие же нарушения относятся к длящимся? В КУоАП нет четкого определения, но в теории админправа длящимся считается такое действие (или бездействие), которое непрерывно нарушает закон в течение определенного периода времени.

Длящееся нарушение Разовое нарушение
Штраф в течение двух месяцев со дня выявления Штраф в течение двух месяцев со дня совершения
Отсутствие учета доходов и расходов, бухучета, нарушения в ведении бухучета и др Несвоевременная подача деклараций, отчета по ЕСВ, платежных поручений на уплату налогов и ЕСВ и т. п.

Также к длящимся нарушениям можно отнести неподачу того же отчета (на этот счет в письме № 33814 есть немного противоречивые выводы).

Но как только мы его подадим — сразу же нарушение прекратится. Будем иметь дело уже с несвоевременной подачей. Поэтому по прошествии 2 месяцев со дня несвоевременной подачи с нас «взятки гладки». Как накажут за повторное нарушение Для «неисправимых» нарушителей ст. 1651 КУоАП с 01.01.2015 г. предусмотрены и новые повышенные админштрафы (см. в начале статьи). Кому же они «светят»? Налоговики отвечают: тем, кого в течение года уже штрафовали по ст. 1651 КУоАП. Но заметьте: год имеется в виду не календарный (не с 1 января)! Год отсчитывается (365 дней, а для високосного — 366 дней) с даты предыдущего решения ГФСУ об админштрафе! Этот же подход озвучен налоговиками и в категории 301.09 ЗІР и вполне согласуется со ст. 39 КУоАП. Обратите внимание: если вас штрафовали по ст. 1651 КУоАП в 2014 году, а теперь снова штрафуют в 2015 году (с прошлого штрафа год еще не прошел), то налоговики применят к вам новые повышенные штрафы (т. е. установленные с 01.01.2015 г.). Ведь именно они действуют на момент повторного нарушения.

v.miroshnichenko@buhgalter911.com,  i.factor.ua

Источник: Бухгалтер911