Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация в 2015 году проводится по новым правилам в соответствии с измененным Положением по инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом МФУ от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).
Рассмотрим, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации в текущем году с учетом внесенных изменений.
Сроки проведения инвентаризации (п. 10 раздел 1).
Наименование объектов
|
Сроки проведения
|
Необоротные активы
Запасы
Текущие биологические активы
Дебиторская и кредиторская задолженности
Расходы и доходы будущих периодов
Обязательства
|
В течение трех месяцев до даты финансовых отчетов
|
Незавершенные капитальные инвестиции
Незавершенное производство, полуфабрикаты
Финансовые инвестиции
Денежные средства
Средства целевого финансирования
Обязательства в части:
– неиспользованных обеспечений,
– расчетов с бюджетом
– расчетов по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование
|
В течение двух месяцев до даты финансовых отчетов
|
Автомобили, морские и речные суда, отбывающие в длительные рейсы,
Прочие материальные ценности, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия
|
До временного выбытия из предприятия объектов основных средств
|
Особенности инвентаризации отдельных объектов
|
|
Инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости
|
По решению руководителя может проводиться один раз в три года
|
Инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели)
|
По решению руководителя предприятия может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 процентов всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет.
|
Виды обязательных инвентаризаций (п. 7, п. 9 раздел 1).
Причина инвентаризации
|
Объем инвентаризации
|
Сроки инвентаризации
|
Перед составлением годовой ФО
|
Сплошная
|
В сроки, указанные в п. 10 раздела 1 Положения № 879 (смотреть таблицу выше)
|
В случае смены материально ответственных лиц, а также в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности
|
В объеме активов, находящихся на ответственном хранении
|
На день приема-передачи дел
|
В случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей
|
В объеме, определенном руководителем предприятия;
|
На день установления таких фактов
|
В случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам
|
Сплошная
|
На дату такого перехода
|
В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия
|
В объеме, определенном руководителем предприятия
|
На день после окончания явлений
|
В случае прекращения предприятия в объеме
|
Сплошная
|
На дату, установленную решением собственника
|
В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогруза товаров или получения от покупателя претензии относительно недогруза товаров
|
Выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии
|
На дату получения претензии от покупателя или на дату получения товара от поставщика
|
Состав инвентаризационной комиссии
|
Состав рабочей инвентаризационной комиссии
|
Председатель:
руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.
|
Председатель:
Утверждается распорядительным документом руководителя.
Председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у одного и того же лица, не может назначаться работник более двух лет подряд.
|
Члены комиссии:
– представители аппарата управления предприятия,
– представители бухгалтерской службы (или которые ведут учет: представители аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, ФОП, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах),
– работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры)
|
Члены комиссии:
– представители аппарата управления предприятия,
– представители бухгалтерской службы,
– работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры)
|
В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита
|
В состав рабочей комиссии могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.
Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении.
|
Наименование активов, обязательств
|
Дополнительная информация в инвентаризационной описи
|
Случаи составления дополнительных инвентаризационных описей
|
Основные средства
|
Документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, здания, сооружения, прочую недвижимость
|
1) Основные средства не числятся в учете
2) Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению
|
Информация об основных средствах, остаточная стоимость которых равна нулю, должна быть передана инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссией руководителю предприятия
|
||
Незавершенные капитальные инвестиции
|
Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:
наименование объекта,
объем выполненных и оплаченных работ по видам, конструктивными элементами, оборудованием.
наличие оборудования, переданного для монтажа, который фактически не начато,
отметка о состоянии законсервированных и временно остановленных строительных объектов
|
1) Построенные объекты, фактически введенные в действие полностью или частично, но принятие и введение в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также завершенные, но по каким-то причинам не введенные в действие объекты с указанием причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
2) Объекты, строительство которых приостановлено, а также проектно-изыскательские работы по несостоявшемуся строительству, которые должны быть списаны с баланса, с указанием причин прекращения (неосуществлении) строительства.
|
Запасы
|
Для НЗП указать:
стадия и степень готовности,
количество или объем выполненных работ
|
1) Запасы, находящиеся в дороге, в том числе отгруженная продукция,
2) Запасы, находящиеся на складах других предприятий
3) Непригодные и испорченные запасы с указанием степени непригодности, характера порчи, предложений по обесценению, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственной деятельности
|
Дебиторская и кредиторская задолженность
|
–
|
1)Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности
|
Расчеты по возмещению материального ущерба
|
Разработать инвентаризационную опись с указанием информации:
должник,
за что и когда возник долг,
дата принятия судебного решения (добровольного согласия должника) о погашении долга, сумма задолженности
|
–
|