В подзаконном акте осталось требование регистрации трудовых договоров с ФЛП в центрах занятости: как быть?

Законом № 77 внесены изменения в КЗоТ Украины, а именно исключена норма, которая обязывала регистрировать трудовые договора, заключенные между ФЛП и наемным работником в службе занятости. Вместе с тем, существуетПриказ № 260, в котором осталась обязанность регистрации трудового договора в службе занятости. Могут ли организации, согласно регламенту работы которых им необходимо предоставлять копию трудового договора, требовать его регистрации в службе занятости? Если нет, то как аргументированно можно это объяснить?

Приказ № 260 является подзаконным актом, который был утвержден согласно ст. 24, ст. 241 КЗоТ Украины. После исключения ст. 241 КЗоТ Украины нормы Приказа № 260 противоречат нормам КЗоТ Украины, а потому нужно руководствоваться нормами КЗоТ Украины, поскольку закон имеет высшую юридическую силу, чем подзаконный акт.

Итак с 1 января 2015 года не регистрируются в службе занятости трудовые договора, заключенные между работником и физлицом-предпринимателем.

Обоснуем.

В соответствии с нормами Закона № 77 была, в частности, исключена с 1 января 2015 года ст. 241 КЗоТ Украины, которая обязывала регистрировать трудовые договора в государственной службе занятости в случае заключения трудового договора между работником и физический лицом, в том числе физическим лицом — предпринимателем.

При этом в соответствии с п. 4 г. VІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 77 Кабмин в трехмесячный срок со дня вступления в силу этого Закона обязан:

1) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с этим Законом;

2) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;

3) обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого Закона;

4) обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.

Обратите внимание! Высшая юридическая сила закона состоит в том, что все подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов и по своему смыслу не должны противоречить им. Подчиненность таких актов законам закреплена в положениях Конституции Украины.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 106 Конституции Украины Президент на основе и во исполнение Конституции и законов Украины выдает указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины.

Согласно ч. 3 ст. 113 Конституции Украины Кабмин в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствие с Конституцией и законами Украины.

Таким образом, в случае разногласия норм подзаконного акта с нормами закона нужно применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу.

Людмила Гайдукевич

По материалам Лига Закон