Записник Бухгалтера Загальні питання Автомобиль на предприятии: учет расходов на ремонт

Автомобиль на предприятии: учет расходов на ремонт

Традиционно эксплуатация любого автомобиля сопровождается его ремонтом. Следовательно, вопреки финансовому кризису, для того чтобы обеспечить нормальный производственный процесс, средства выделять на разного рода ремонты придется. С 1 января 2015 года, в связи со сближением налогового учета с бухгалтерским, нормами НКУ несколько изменился порядок учета таких операций. Итак, в этой статье поговорим о том, как правильно отражать в учете, в т. ч. и налоговом, такие операции.


Галина Зубарь, главный редактор “Б&З”, ЛІГА:ЗАКОН
Прежде всего следует отметить, что любой ремонт, если на этот период прекращается использование автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия, сопровождается выводом автомобиля из эксплуатации, поскольку на такой период прекращается начисление амортизации (п. 23 П(С)БУ 7 и п. 2 письма Минфина от 17.07.2015 г. № 31-34000-30-27/14518).

Такое решение принимается руководителем предприятия в форме соответствующего приказа.

Из документа

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. Начисление амортизации при применении производственного метода начинается с даты, наступающей за датой, на которую объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации при применении производственного метода амортизации прекращается с даты, наступающей за датой выбытия объекта основных средств.

(п. 29 П(С)БУ 7)

 

Однако, если ремонт происходит на протяжении нескольких дней в пределах одного календарного месяца, по мнению “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”, выводить из эксплуатацииавтомобиль не нужно.

Если же автомобиль все-таки был приказом выведен из эксплуатации, таким же способом его и необходимо ввести в эксплуатацию, в частности на основании акта ф. № ОЗ-2.

Для того чтобы определить, какой именно ремонт будет осуществляться, следует обратиться к нормам Положения № 102.

Из документа

<…> текущий ремонт – ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами);

капитальный ремонт – ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых <…>

(п. 1.3 Положения № 102)

 

Ремонт собственного автомобиля

Текущий ремонт

В соответствии с п. 3.12 Положения № 102 текущий ремонт выполняется при необходимости, согласно результатам диагностирования технического состояния автомобиля, или при наличии неисправностей и предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности.

К текущему ремонту автомобиля относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).

Перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г Положения № 102 (п. 3.13 Положения № 102).

Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту автомобиля (п. 3.14 Положения № 102).

Поскольку расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии, в частности и проведение текущего ремонта, и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7 и п. 32 Методрекомендаций № 561).

В зависимости от того, в каком подразделении используется автомобиль, расходы на текущий ремонт включаются в состав:

• общепроизводственных расходов (п. 15.4 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 91 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68. В части, которая потом распределяется, – Дт 23 Кт 91, а в части, которая не распределяется, – Дт 90 Кт 91;

• административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 92 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;

• расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 93 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;

• прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16) – при использовании автомобиля в иных целях, не упомянутых выше. Корреспонденция: Дт 949 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68 и т. п.

Капитальный ремонт

В соответствии с п. 3.15 Положения № 102 капитальный ремонт выполняется при необходимости согласно результатам диагностики технического состояния и предназначен для продления срока эксплуатации автомобиля.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы (п. 3.16 Положения № 102).

Стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. Основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является увеличение срока полезного использования объекта, повышение количества и/или качества продукции (работ, услуг), производимой (предоставляемой) этим объектом.

К таким работам относятся, в частности:

– модификация;

– модернизация объекта основных средств с целью продления срока службы или увеличения его производственной мощности;

– замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

– внедрение эффективного технологического процесса, что позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы (п. 31 Методрекомендаций № 561).

О таком же говорит и п. 14 П(С)БУ 7.

В то же время согласно п. 30 Методрекомендаций № 561 расходы на капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами отчетного периода.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть приведут ли они в будущем к увеличению экономических выгод или же осуществляются для поддержки автомобиля в пригодном для использования состоянии, принимается руководителем предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561).

В большинстве случаев для того чтобы бухгалтеру правильно отразить в учете тот или иной ремонт, желательно иметь по этому поводу заключение ответственного лица (например, инженера), которое закрепляется приказом руководителя предприятия. Однако это теоретически идеальный вариант и на практике не всегда реально его достичь. Поэтому, по мнению “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”, в таком случае можно обойтись заключением инженера, который утвердит директор.

Итак, если принято решение относительно капитализации расходов на капитальный ремонт, в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция Дт 15 и Кт 20, 63, 65, 66, 68 и т. п., а после истечения ремонта Дт 105 Кт 15. Если же стоимость капремонта принято решение отнести в состав расходов, то в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция, аналогичная отражению расходов на текущий ремонт.

Например, установка сигнализации на автомобиль обычно увеличивает его первоначальную стоимость, поскольку считается улучшением, а вот замена шин не относится к ремонту вообще. Подробнее об этом читайте в материале “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН” “Автомобиль на предприятии: учет запасных частей и автомобильных шин” (№ 23 за 2015 г.).

Налог на прибыль и НДС

В соответствии с пп. 138.3.2 НКУ не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования расходы на приобретение / самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или иные улучшения основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельностипредприятия. Однако этот запрет касается тех предприятий, которые имеют годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата по требованию абз. 9 пп. 134.1.1 НКУ. В эти ряды входят также те, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата (абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ).

Для тех предприятий, которые не корректируют финрезультат, стоимость ремонтов отражается в составе расходов по правилам бухгалтерского учета даже без наличия связи с хозяйственной деятельностью. Таким образом, финансовый результат, полученный в бухгалтерском учете, не корректируется для целей налогообложения на стоимость осуществленных текущих и капитальных ремонтов, за исключением ограничения, предусмотренного пп. 138.3.2 НКУ, и общего ограничения (пп. 140.5.4 НКУ) по расходам на товары, в т. ч. необоротные активы, а также работы, услуги, приобретенные у неприбыльных учреждений (организаций) и нерезидентов, зарегистрированных в государствах, указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ.

Что касается права на налоговый кредит по НДС, то уплаченный НДС в результате осуществления ремонтов включается в состав налогового кредита, если ремонтированный автомобиль используется в налогооблагаемых операциях хозяйственной деятельности (п. 198.3 НКУ), на основании составленной надлежащим образом и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной (п. 201.10 НКУ).

Кстати, с 1 июля 2015 года, если автомобиль будет использоваться в нехозяйственной деятельности, в соответствии с п. 198.5 НКУ всю сумму понесенных расходов необходимо будет включить в состав налогового кредита и на эту же на дату или на дату использования автомобиля в нехозяйственной деятельности необходимо начислить налоговые обязательства по НДС.

Рассмотрим вышеприведенное на примере.

Пример: 1

Условие:

Предприятием, находящимся на общей системе налогообложения, было установлено газобалонное оборудование на автомобиль. Стоимость установки вместе с газобалонным оборудованием – 9600,00 грн (в т. ч. НДС 1600,00 грн), стоимость внесения изменений в регистрационные документы автомобиля в ГАИ – 800,00 грн без НДС. На основании заключения инженера такое улучшение приводит к увеличению будущих экономических выгод.

Решение:

Учет операции приведен в Таблице 1.

 

Таблица 1

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

1.

Осуществлена предварительная оплата СТО за газобалонное оборудование и установку

371

311

9600,00

2.

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

644

1600,00

3.

Установлено газобалонное оборудование (согласно акту выполненных работ)

151

644

685

685

685

371

8000,00

1600,00

9600,00

4.

Осуществлена предварительная оплата за внесение изменений в регистрационные документы автомобиля в ГАИ

371

311

800,00

5.

Внесены изменения в регистрационные документы автомобиля

151

685

685

371

800,00

800,00

6.

Увеличена первоначальная стоимость автомобиля на сумму понесенных расходов (9000,00 + 800,00)

105

151

9800,00

 

Ремонт арендованного автомобиля

Действующим законодательством не предусмотрен запрет относительно осуществления ремонтов арендованного автомобиля. Более того, порядок проведения ремонта объектов аренды прописан в ст. 776 ГКУ, то есть все зависит от условий договора аренды. При этом арендодатель может принять решение компенсировать сумму расходов на ремонт автомобиля или не компенсировать. Опять-таки, как договорятся между собой стороны.

В соответствии с п. 8 П(С)БУ 14 и п. 21 Методрекомендаций № 561:

– расходы на текущий и капитальный ремонт, которые не приводят к увеличению будущих экономических выгод, относятся в состав соответствующих расходов (аналогично корреспонденции, приведенной для бухгалтерского учета расходов на текущий ремонт собственного автомобиля);

– расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов. Для этого создается объект, учитываемый на субсчете 117 “Прочие необоротные материальные активы” с начислением амортизации прямолинейным или производственным методом (п. 27 П(С)БУ 7). При этом осуществляется корреспонденция ДТ 23, 91, 92, 94 и т. п. и Кт 132.

На заметку

Начисление амортизации с применением производственного метода запрещено пп. 138.3.1 НКУ.

 

Однако поскольку требования ст. 138 НКУ касаются предприятий, имеющих годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата, а также тех, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата, значит, остальные предприятия могут применять в налоговом учете производственный метод начисления амортизации. Хотелось бы услышать по этому поводу авторитетную точку зрения налоговиков.

В то же время не следует забывать и о запрете относительно начисления амортизации пп. 138.3.2 НКУ, если понесенные расходы касаются автомобиля, используемого в нехозяйственной деятельности предприятия, а также общих ограничениях (пп. 140.5.4 НКУ) по расходам на товары, в т. ч. необоротные активы, а также работы, услуги, приобретенные у неприбыльных учреждений (организаций) и нерезидентов, зарегистрированных в государствах, указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ.

Однако, как всегда, “скрещивание” налогового и бухгалтерского учета не обошлось без неожиданности – пп. 138.3.3 НКУ не содержит такой группы, как “Прочие необоротные материальные активы”. Поэтому видим следующие выходы из ситуации:

• на стоимость улучшений увеличить группу 5 “Транспортные средства” и начислять амортизацию, однако в этом случае не будет тождественности между бухгалтерским и налоговым учетом;

• обратиться к налоговикам за индивидуальной налоговой консультацией;

• не принимать решение относительно капитализации расходов на проведение улучшений (о чем мы указывали выше), а на основании приказа руководителя предприятия или утвержденного руководителем заключения инженера классифицировать их как не увеличивающие в будущем экономических выгод и сразу включить в состав соответствующих расходов.

Последний вариант выгоден еще с позиции, если превысившим годовой доход в 20 млн. грн. придется досрочно возвращать арендованный автомобиль.

Рассмотрим вышеприведенное на условном примере.

Пример: 2

Условие:

Предприятием, находящимся на общей системе налогообложения, был оборудован сигнализацией арендованный автомобиль, обслуживающий админаппарат. Стоимость установки (условно) – 4800,00 грн (в т. ч. НДС 800,00 грн). По договоренности с арендодателем арендатор расходует средства без компенсации. На основании заключения инженера стоимость установки не приводит к увеличению будущих экономических выгод, поскольку имеет целью исключительно сохранность арендованного имущества.

Решение:

Учет операции приведен в Таблице 2.

 

Таблица 2

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1.

Осуществлена предварительная оплата СТО

371

311

4800,00

2.

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

644

800,00

3.

Установлена сигнализация (согласно акту выполненных работ)

92

644

685

685

685

371

4000,00

800,00

4800,00

Правовой глоссарий:

1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.

2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. П(С)БУ 7 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”, утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

4. П(С)БУ 14 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 “Аренда”, утвержденноеприказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.

5. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 “Расходы”, утвержденноеприказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

6. Положение № 102 – Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

7. Методрекомендации № 561 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

 “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”