Расхождение данных в Декларации и Отчете о финансовых результатах

Требования к запросам налоговой.

Фискальная служба имеет право направлять запросы, просить дать пояснения и предоставить документы. И в Налоговом кодексе определен исчерпывающий перечень оснований, когда ДФС может воспользоваться этим правом (п. 73.3 НКУ):

  • если по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении налогового и валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и другие законы, соблюдение которых контролирует ДФС;
  • для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 НКУ;
  • в представленных налоговых декларациях выявлены недостоверные данные;•поступила жалоба, что налогоплательщик не выдал покупателю налоговую накладную или заполнил ее не по правилам;•проводится встречная сверка;

В других случаях, определенных НКУ, запросы также могут направляться на основаниях, указанных в пп. 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 НКУ.

В запросе обязательно должны содержаться:

  • основания (в т. ч. ссылки на нормы закона, согласно которым налоговая имеет право получить необходимую информацию);
  • перечень информации, которая запрашивается;
  • список документов, которые следует предоставить;
  • подпись начальника налоговой или его заместителя, печать.

Почему запрос объяснить расхождение данных является неправомерным.Теперь рассмотрим запрос о объяснении расхождения данных.

В нем от самого начала проводится некорректное сравнение.Природа данных в налоговой декларации и в отчете о финансовых результатах абсолютно разная. В первом случае это реально полученный доход (например, от продажи товара), а во втором под доходом подразумевается стоимость поставленного товара независимо от того, поступила ли за него оплата или нет.

Предоплата в первом случае приравнивается к доходу, а во втором доходом не является.Сравним понятие дохода в Налоговом кодексе и Положениях (стандартах) бухгалтерского учета.Согласно ст. 292 НКУ доход юридического лица — любой доход, полученный на протяжении налогового периода в денежной, материальной или нематериальной форме. Датой его получения является дата поступления денежных средств или дата подписания акта приема-передачи (для безвозмездно полученных товаров, работ, услуг).А согласно П(С)БУ 15 в финансовой отчетности доход определяется при увеличении актива или уменьшении обязательства, что обуславливает рост собственного капитала, при условии, что оценка дохода можно достоверно определить.

Кроме того, исходя из определения в п. 46.1 НКУ можно сделать вывод, что налоговая декларация и отчет о финансовых результатах не является одним и тем же документом.Следовательно, здесь не подходит такое основание для запроса, как недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов.

А если запрос составлен с нарушениями, законодательство освобождает плательщика от обязанности отвечать на него (п. 73.3 НКУ).Однако отсутствие ответа в течение 10 дней с момента получения запроса, даже составленного с нарушением, дает налоговой право провести документальную внеплановую проверку. Впрочем, и предоставления ответа совсем не гарантирует, что проверки не будет: налоговики могут прийти к мысли, что ее предоставили не в полном объеме.Отсюда возможный выход — ответить на запрос, попросив контроллеров предоставить уточненный запрос и указать в нем: контрагентов, в разрезе которых возникли разногласия; основания для направления запроса (нормы закона, которые дают налоговой право на получение такой информации); полный список документов, которые необходимо предоставить; и норму законодательства, где предусмотрено сравнение этих показателей.

Важно, что Высший административный суд (определение от 18.09.2014 № К/9991/27352/12) отметил: если плательщик в ответе на спорный запрос налоговой просит указать основания для его направления и уточнить перечень документов, это не должно быть поводом для назначения документальной внеплановой проверки.Следовательно, запрос о предоставлении объяснений и их документальное подтверждение в связи с расхождением данных в налоговой декларации и отчете о финансовых результатах является безосновательным.

Юридическое лицо может ответить на такой запрос аргументированным отказом давать объяснения или просьбой направить уточненный запрос. И если через это будет назначено документальную внеплановую проверку, такое назначение, как и результаты проверки, если она состоится, можно успешно оспорить в суде.

Список использованных нормативно-правовых актов

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Источник: Соната