Записник Бухгалтера Загальні питання Наемные работники у частного предпринимателя. Порядок оформления на работу и увольнения

Наемные работники у частного предпринимателя. Порядок оформления на работу и увольнения

Общие положения

С 01.01.2015 г. исключена из Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) ст. 241, требующая регистрации в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. Начиная с 2015 года КЗоТ не обязывает регистрировать трудовой договор в службе занятости.
Вместе с тем появилось другое требование. Так, в ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, установленном КМУ.

Напомним, что раньше ст. 241 КЗоТ требовала зарегистрировать трудовой договор в службе занятости в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе, а согласно ч. 4 ст. 24 КЗоТ трудовой договор считался заключенным даже в случае, когда работник был допущен к работе, без заключенного трудового договора. С 2015 года данные нормы не действуют, и работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора.

Таким образом, с 2015 года при оформлении с работником трудовых отношений предприниматель не должен регистрировать трудовой договор в центре занятости, однако должен уведомлять о новом работнике орган ГФС. Без уведомления налоговой о приеме на работу работник не может быть допущен к работе.

Постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413 «О порядке уведомления Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о приеме работника на работу» определен механизм уведомления налоговой о принятых работниках. В приложении к данному постановлению содержится форма уведомления.

Уведомление должно подаваться предпринимателем в налоговую по месту учета в качестве плательщика ЕСВ по разработанной форме до начала работыработника согласно заключенному трудовому договору. То есть уведомление должно представляться при каждом приеме работников. Такое уведомление может быть представлено одним из следующих способов:

– средствами электронной связи с использованием электронной цифровой подписи;

– на бумажных носителях, вместе с копией в электронной форме;

– на бумажных носителях, если трудовые договоры оформлены не более чем с 5 лицами.

Форма уведомления не сложная, и заполнить ее не составит труда. В ней следует отразить:

– регистрационный номер учетной карточки предпринимателя;

– фамилию, имя, отчество работника;

– регистрационный номер учетной карточки работника;

– номер и дату распоряжения о приеме на работу;

– дату начала работы.

В таблице уведомления предусмотрена графа, в которой проставляется категория работника: 1 – наемные работники с трудовой книжкой; 2 – наемные работники без трудовой книжки. Наличие этой графы указывает на то, что о принятых работниках-совместителях предприниматели также должны уведомлять налоговую.

Оформление трудовых договоров

Нового порядка оформления трудовых договоров нет. Действующим является Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260, которым утверждена форма трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд. Поэтому при заключении трудовых договоров следует руководствоваться этим документом.

Рекомендуем из этой формы убрать строки, которые ранее заполнялись центром занятости, поскольку при приеме на работу регистрировать трудовые договоры в центре занятости не нужно. Теперь нумерацию заключенных трудовых договоров предприниматель ведет самостоятельно. Чтобы не запутаться, следует завести журнал регистрации трудовых договоров в произвольной форме, в котором присваивать номера трудовым договорам, заключенным после 1 января 2015 года.

Итак, предприниматели при оформлении трудовых отношений с работником продолжают составлять трудовые договоры. Под каждый трудовой договор следует составлять распоряжение о приеме на работу и уведомлять налоговую перед допуском работника к работе. Уведомить налоговую нужно хотя бы на день раньше допуска работника к работе.

Приведем пример распоряжения о приеме на работу.

Физическое лицо – предприниматель Савченко К. П.Распоряжение № 18

от 09.02.2015 г.

1. Принять Марченко Светлану Васильевну на должность продавца-консультанта с окладом 1 700 грн.

2. Оформить трудовой договор с 10.02.2015 г., в котором определить условия работы (режим, права и обязанности сторон и др.).

3. Марченко Светлане Васильевне приступить к работе 10.02.2015 г.

ФЛП Савченко К. П.

С распоряжением ознакомлена

Предприниматели по-прежнему могут оформлять трудовые отношения с работниками на условиях неполного рабочего времени. Но при этом следует помнить о новых требованиях по начислению ЕСВ, которые действуют с 01.01.2015 г.: если размер зарплаты менее минимальной, ЕСВ начисляется на минимальную зарплату (1 218 грн.). При этом удержание ЕСВ из зарплаты осуществляется из суммы фактически начисленной зарплаты.

При увольнении работников, оформленных на работу после 1 января 2015 года, предприниматели в службу занятости не обращаются и оформляют такое увольнение распоряжением.

Приведем пример распоряжения об увольнении.

Физическое лицо – предприниматель Савченко К. П.Распоряжение № 25

от 29.05.2015 г.

Уволить Марченко Светлану Васильевну 29.05.2015 г. с должности продавца-консультанта по собственному желанию, ст. 38 Кодекса законов о труде Украины.

ФЛП Савченко К. П.

С распоряжением ознакомлена

Ранее, при изменении условий труда, например при переводе работника на другую должность, предприниматели должны были уведомлять центр занятос­ти путем представления дополнительного соглашения к заключенному трудовому договору. Теперь все изменения предпринимателю достаточно отразить в своих внутренних документах (распоряжениях) и никого уведомлять об этом не нужно, кроме самого работника под подпись. Причем даже в случае изменений условий труда работников по трудовым договорам, зарегистрированным до 01.01.2015 г. в центре занятости, этот орган также уведомлять не нужно.

Что касается расторжения трудовых договоров, которые были заключены до 01.01.2015 г. и зарегистрированы в службе занятости, то при увольнении работника по-прежнему необходимо обращаться в службу занятости дляснятия договора с регистрации.

Ведение трудовых книжек

Порядок ведения трудовых книжек регулируется Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минюста, Минтруда, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58). Поскольку центр занятости не регистрирует трудовые договоры, запись о приеме и увольнении в трудовой книжке производит только предприниматель.

Общий порядок заполнения трудовой книжки не изменился. В графе 4, в которой указывается основание для внесения записи, следует отражать номер и дату распоряжения о приеме на работу. Ранее в этой графе производилась запись о номере и дате регистрации трудового договора в центре занятости. При увольнении работника в 4-й графе указывается номер и дата распоряжения об увольнении.

Записи о должности работников выполняются в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327.

Записи об увольнении наемных работников должны производиться в точном соответствии с формулировками КЗоТ, т. е. со ссылкой на соответствующую статью и пункт.

Приведем пример внесения записей о приеме и увольнении в трудовую книжку работника.

№ запису Дата Відомості про прийом на роботу, переведення
на іншу роботу і звільнення (із зазначенням
причин і посилань на статтю, пункт закону)
На підставі чого внесено запис
(документ, його дата і номер)
число місяць рік
1 2 3 4
Фізична особа – підприємець Савченко К. П.
05 10 02 2015 Прийнято на посаду продавця-консультанта Розпорядження № 18 від 09.02.2015 р.
06 29 05 2015 Звільнено з посади за власним бажанням,
ст. 38 КЗпП України
Розпорядження № 25 від 29.05.2015 р.
Фізична особа – підприємець Савченко К. П.

Обращаем внимание: если предприниматель работает без печати, это не мешает ему вносить записи в трудовую книжку работника. Статьей 58-1 Хозяйственного кодекса Украины отменена обязанность субъектов хозяйствования иметь печать, то есть наличие печати не обязательно. Все записи предприниматель, работающий без печати, будет заверять своей подписью.

На сегодняшний день по-прежнему открытым остается вопрос о том, может ли предприниматель оформить трудовую книжку работнику, который ее не имеет. Минтруда в письме от 23.03.2006 г. № ДЦ-12-1528/0/6-06разъясняло, что не может, поскольку согласно п. 2.12 Инструкции № 58 первую страницу трудовой книжки (на которой указываются сведения о работнике) должно подписать лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого поставить печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполняется трудовая книжка. Предприниматели такого права не имеют. Но неведение трудовой книжки в данном случае не является нарушением, поскольку период работы может быть подтвержден трудовым договором, а страховой стаж для расчета пенсии и других социальных выплат – данными персонифицированного учета.

Надеемся, что в скором времени будет устранена эта несправедливость в отношении предпринимателей и новые законодательные нормы позволят им заводить трудовые книжки работникам, которые их оформляют впервые.

Оформленные трудовые книжки должны храниться непосредственно у работников, а не у предпринимателей (п. 2.201 Инструкции № 58). Останется ли эта норма в дальнейшем – неизвестно. Поскольку в Инструкцию № 58 пока не внесены изменения, предпринимателям следует руководствоваться этим документом и не брать на хранение трудовые книжки работников.

Ответственность и штрафы

Особое внимание в трудовом законодательстве уделено легализации трудовых отношений. Если ранее при нарушении трудового законодательства проверяющие применяли штрафы, установленные Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП), то теперь штрафы определены и в самом КЗоТ. Так, в новой редакции изложена ст. 265 КЗоТ “Ответственность за нарушение законодательства о труде”. Теперь кроме общей фразы о том, что лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству, появляется конкретика.

Важно отметить, что штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины. Штрафы налагаются Гоструда в порядке, установленном Кабмином. Без проверки Гоструда могут быть наложены штрафы на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора. Выполнение постановления Гоструда возлагается на Государственную исполнительную службу. При этом уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений трудового законодательства.

В новой редакции изложена и ст. 41 КУоАП, которой устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда. Также Законом № 77 вносятся изменения и в ст. 172 Уголовного кодекса Украины (УКУ), устанавливающую ответственность за грубое нарушение трудового законодательства. Следует отметить, что штрафы существенно возросли.

Для наглядности в табличной форме представим основные нарушения трудового законодательства и ответственность, которая за них предусмотрена КЗоТ, КУоАП и УКУ.

Нарушение Штраф Норма законодательства
КЗоТ
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса и налогов 30-кратный размер минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (далее – МЗП), за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (т.е. 41340 грн.*) ст. 265 КЗоТ
Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме 3-кратный размер МЗП (т. е. 4134 грн.) ст. 265 КЗоТ
Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда 10-кратный размер МЗП за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (т. е. 13780 грн.) ст. 265 КЗоТ
Нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных 1 размер МЗП (т. е. 1378 грн.) ст. 265 КЗоТ
КУоАП
Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, вы­пла­та ее не в полном объеме, нарушение сроков выдачи документов о трудовой деятельности по требованию работников, а также другие нарушения требований трудового законодательства от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг) (от 510 грн. до 1 700 грн.) ст. 41 КУоАП
Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида от 100 до 300 ннмдг (от 1 700 грн. до 5 100 грн.) ст. 41 КУоАП
Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства от 500 до 1 000 ннмдг (от 8 500 грн. до 17 000 грн.) ст. 41 КУоАП
Повторное на протяжении года совершение аналогичного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию от 1 000 до 2 000 ннмдг (от 17 000 грн. до 34 000 грн.) ст. 41 КУоАП
УКУ
Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или другое грубое нарушение законодательства о труде от 2 000 до 3 000 ннмдг (от 34 000 грн. до 51 000 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительные работы сроком до двух лет. (Ранее штраф был до 850 грн.) ст. 172 УКУ
Те же действия, если они совершены повторно или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида от 3 000 до 5 000 ннмдг (от 51 000 грн. до 85 000 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, или исправительные работы сроком до двух лет, или арест сроком до шести месяцев. (Ранее штраф был от 850 грн. до 1 700 грн.) ст. 172 УКУ

Материал подготовлен по состоянию на 07.07.2015 г.

По материалам: Частный Предприниматель