Закон № 909-VIII: комментарий эксперта
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» № 909-VIII от 24.12.2015 г., который является компромиссным вариантом изменений в преддверии налоговой реформы, так или иначе, затрагивает работу всех субъектов хозяйствования в Украине.
Рассмотрим детальнее произошедшие с 01.01.2016 г. в налоговом законодательстве изменения.
Вступление в силу Закона № 909
Закон № 909-VIII от 24 декабря 2015 года (далее – Закон № 909) вступил в силу 1 января 2016 года, одновременно со вступлением в силу Закона № 928-VIII от 25.12.2015г. «О государственном бюджете на 2016 год». Отдельные положения этого закона вступают в силу позже: пункты относительно введения реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС (с 01.02.2016г.), изменение ставок акцизного налога на алкоголь (с 01.03.2016г.), введение акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации топлива (с 01.03.2016г.). Таким образом, новая редакция Налогового кодекса Украины – 2016 уже действует.
Администрирование налогов и проверки
Урегулирована ситуация с подачей налоговой отчетности налогоплательщиками в случае расторжения контролирующим органом в одностороннем порядке договора о признании электронных документов. Теперь налогоплательщик, договор с которым расторгнут, имеет право до составления нового договора подавать налоговую отчетность в соответствии с пп. «а» и «б» п. 49.3 НКУ, то есть лично представителем налогоплательщика в налоговую инспекцию или почтой с уведомлением и описью вложения.
К основаниям для проверок налогоплательщиков дополнительно включены следующие:
– получение налоговой информации, свидетельствующей о нарушении налогоплательщиком валютного и другого не урегулированного НКУ законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы. Этот пункт является основанием для проверки в случае, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения ним валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (пп.78.1.1. ст. 78 НКУ)
– если на налогоплательщика подана жалоба: о неподаче ним налоговой накладной или акцизной накладной покупателю или о допущении продавцом ошибок при указании обязательных реквизитов таких документов, и/или нарушения одной из сторон предельных сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных (расчета корректировки) (пп. 78.1.9 ст. 78 НКУ).
Появился штраф за ошибки в налоговых накладных. Согласно пп. 1201.4 ст. 1201 НКУ, допущенные поставщиком ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной, предусмотренных пунктом 201.1 статьи 201 НКУ, выявленные контролирующим органом по результатам документальной внеплановой выездной проверки, проведенной по заявлению покупателя, влекут за собой для налогоплательщика (поставщика) штраф в размере 170 гривен и обязанность исправить такие ошибки. Если ошибки в указанный срок не были исправлены – к штрафу добавляется дополнительная санкция, от 10 до 100% НДС в налоговой накладной, в зависимости от количества дней просрочки исправления ошибок.
Налог на прибыль предприятий в 2016 году: отчетность, подсчет, уплата
Для плательщиков налога на прибыль согласно Закону № 909 с 01.01.2016 г. установлен квартальный отчетный период. По-прежнему будут подавать отчетность один раз в год лишь вновь созданные предприятия, сельхозпроизводители, а также предприятия с годовым доходом в пределах 20 000 000 грн. согласно данным финансовой отчетности.
Ставка налога на прибыль осталась на 2016 год без изменений, на уровне 18%. Однако согласно изменениям в переходных положениях НКУ (п.4 подраздела 9 НКУ), начиная с 1 января 2016 ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль предприятий не уплачиваются. И как указано в пп.38-40 подраздела 9 переходных положений НКУ, плательщики налога на прибыль уплачивают до 31 декабря 2016 авансовый взнос по этому налогу в размере 2/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за три квартала 2016 года.
Расчет такого авансового взноса подается налогоплательщиком в налоговой декларации за три квартала 2016 года. Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.
В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, определенных Кодексом, он будет привлечен к ответственности в виде штрафа в размерах, определенных ст. 123 НКУ.
Статья 39 о контролируемых операциях осталась в тексте НКУ без изменений.
Налог на доходы физических лиц в 2016 году
Базовая ставка НДФЛ с 01.01.2016г. составляет 18%. В случаях, специально определенных НКУ, ставка налога может составлять 0%, 5%, а также 15% от суммы превышения пенсиями предела в размере 25 минимальных зарплат (п. 164.2.19 НКУ).
Налоговая социальная льгота зафиксирована на уровне 50% минимальной зарплаты (пп.169.1.1 ст. 169 НКУ), размер которой с 01.01.2016г. составляет 1378 грн.
Для граждан, получающих доходы от налоговых агентов (работодателей и прочих субъектов) обязанность подавать годовую декларацию о доходах с 2016 года больше не предусмотрена.
НДС и бюджетное возмещение в 2016 году
Предел для обязательной регистрации плательщиком НДС остался неизменным, 1 000 000 грн., ставка этого налога также осталась без изменений: 20%, 7% для фармацевтической отрасли, 0% для экспорта и отдельных хозяйственных операций (операции, сопутствующие экспорту и международные перевозки).
С 2016 года больше не предусмотрена в качестве основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС запись в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице (исключен из текста НКУ пп.«ж» п. 184.1 ст. 184 НКУ).
База налогообложения НДС самостоятельно изготовленных налогоплательщиком товаров/услуг с 01.01.2016г. должна быть не ниже уровня обычных цен (до этого была формулировка «не ниже себестоимости») (п.188.1 ст. 188 НКУ). Напомним, что «обычность» цен определяется в порядке, предусмотренном ст. 39 НКУ.
Исключен пункт 200.5 ст. 200 НКУ относительно отсутствия права на бюджетное возмещение для субъектов, которые были зарегистрированы плательщиками НДС менее 12 календарных месяцев, а также с объемами облагаемых операций за последние 12 календарных месяцев, которые меньше суммы заявленного бюджетного возмещения. То есть такие субъекты смогут претендовать на бюджетное возмещение в общем порядке.
С 01.02.2016 г. вступают в силу подпункты 200.7.1 – 200.7.3 ст. 200 НКУ. Предусмотрено ведение двух реестров заявлений на бюджетное возмещение. Первый реестр – для субъектов, которые подпадают под критерии права на автоматическое возмещение (п. 200.19 НКУ), а второй – для тех, кто под такие критерии не подпадает.
При подаче налогоплательщиком заявления на бюджетное возмещение такое заявление будет автоматически внесено в соответствующий реестр в течение операционного дня в хронологическом порядке.
ГФС обязана будет ежедневно публиковать на своем официальном веб-сайте реестры заявлений о возврате сумм бюджетного возмещения, ограничение доступа к таким данным не предусмотрено.
Изменена формула определения суммы для регистрации налоговых накладных в СЭА НДС. Добавлен показатель ?Овердрафт – это сумма среднемесячного размера сумм налога, задекларированного к уплате в бюджет за последние 12 отчетных месяцев. Овердрафт будет увеличивать показатель ?Накл в системе.
Источник: kievbusinesscentre.com.ua