В статье «НДС: комментарии к письму ГФСУ от 06.03.2015г. №7796/7/99-99-19-03-02-17» мы на условном примере рассмотрели случай, когда у налогоплательщика по результатам февраля 2015 года образовалось положительное значение (строка 18).
В продолжение рассмотрим, как заполнить декларацию по НДС, если у предприятия возникло отрицательное значение (строка 19) по итогам февраля 2015 года.
Учет «старых» отрицательных значений:
– заявленных плательщиками налога к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 01 февраля 2015 года (строка 23.1 декларации),
– задекларированных к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 01 февраля 2015 года в счет уменьшения налоговых обязательств по налогу следующих отчетных (налоговых) периодов (строка 23.2 декларации),
– отрицательного значения суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 раздела V НКУ (строка 20.2 декларации за январь 2015 года / IV квартал 2014 года),
– остатка отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов после бюджетного возмещения, задекларированного плательщиками налога за отчетные (налоговые) периоды до 01 февраля 2015 года (строка 24 декларации за январь 2015 года / IV квартал 2014 года)
будет проводиться в отдельном дополнительном разделе IV «Погашення залишків сум від’ємного значення звітних (податкових) періодів до 01.02.2015» декларации по НДС и в таблице 1 приложения Д2.
Что же делать, если по результатам февраля у предприятия снова образовалось отрицательное значение, и какие особенности его учета, начиная с февраля 2015 года.
С 1 января 2015 года Налоговый кодекс предусматривает несколько иной порядок учета отрицательного значения. В частности, теперь налогоплательщик имеет право на бюджетное возмещению уже в месяце образования отрицательного значения, а не в следующем (как было ранее).
То есть, если у предприятия образовалось в текущем периоде отрицательное значение (строка 19), то такая сумма:
а) учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, а в случае отсутствия налогового долга –
б) или подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации,
в) и/или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (п. 200.4 НКУ).
Как видим бюджетном возмещению подлежит уплаченная сумма, но в части не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 НКУ на момент получения контролирующим органом налоговой декларации.
Специально для этой цели в строке 22 новой формы декларации по НДС выделена строка 22.1 и специальное дополнительное поле в строке 22.1:
То есть к бюджетному возмещению может быть заявлена сумма оплаченного отрицательного значения только в пределах суммы, рассчитанной в соответствии с п. 2001.3 НКУ (далее – регистрационная сумма). Причем в форме декларации речь идет о регистрационной сумме на момент подачи налоговой декларации, а в п. 200.4 НКУ о регистрационной сумме, на момент получения контролирующим органом налоговой декларации.
В условия наших реалий, мы с вами понимаем, что это могут быть абсолютно разные моменты и даже разные дни.
И здесь возникает основной вопрос – каким образом, и на какой конкретно момент должна определяться регистрационная сумма? К сожалению, этот вопрос налоговый орган пока никак не комментирует.
В своем письме от 06.03.2015 г. № 7796/7/99-99-19-03-02-17 ГФС только обратила внимание, что в период работы системы электронного администрирования НДС в тестовом режиме, налоговые накладные регистрируются плательщиками налога в ЕРНН без ограничения регистрационной суммой, а потому в тестовый период регистрационная сумма может иметь отрицательное значение. При этом с целью недопущения некорректного заполнения показателей налоговой отчетности по НДС за отчетные периоды с февраля 2015 году до завершения тестового режима работы системы электронного администрирования НДС:
– если регистрационная сумма имеет положительное значение, то такая сумма указывается в дополнительном поле строки 22.1 декларации, а в строке 22.1 декларации отражается сумма превышения отрицательного значения над регистрационной суммой;
– если регистрационная сумма имеет отрицательное значение, то в дополнительном поле строки 22.1 декларации указывается «0».
Что бы разобраться с этим вопросом, представим состояние лицевого счета плательщика НДС в составе системы электронного администрирования в виде таблицы:
То есть фактически под суммой, которая должна указываться в специальном служебном поле к строке 22.1, понимается итоговая сумма, указанная в строке таблицы с названием «Баланс».
Исходя из правил электронного администрирования, баланс может быть или положительным (что означает превышение суммы налогового кредита над налоговыми обязательствами на лицевом счете на определенную дату) (варианты 1, 2), или быть равен нулю. Только до 01.07.2015 из этого правила может быть исключение, в результате которого баланс будет отрицательный (когда налоговые обязательства превысят налоговый кредит на определенную дату) (вариант 3), поскольку законом сделана отсрочка до указанной даты в части перечисления на электронный счет денежных средств при регистрации налоговых накладных.
Под определенной датой в нашем пояснении понимается дата подачи декларации. Например, если декларация за февраль 2015 будет подаваться 20 марта, то именно на эту дату необходимо будет определить баланс по электронному счету. Вопрос остается во времени определения: на начало дня, на конец и т.д. К сожалению, пока фискальная служба этот вопрос не разъясняла.
Рассмотрим порядок заполнения раздела III декларации по НДС за февраль 2015 при наличии отрицательного значения текущего периода с учетом регистрационной суммы (варианты 1, 2 и 3).
* по факту значение регистрационной суммы отрицательное (-40);
** при условии, что суммы оплачены поставщикам. Если суммы не оплачены, или предприятие не желает получать бюджетное возмещение, вместо строки 23.2 заполняется строка 23.3 с теми же суммами.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание плательщиков НДС. В частности тех, которые подавали в феврале уточняющие расчеты за декабрь 2014 с целью допоказать неотраженный ранее налоговый кредит. Если по результатам подачи такого уточняющего расчета за декабрь 2014 года строка 25 показана в полной (или частичной) сумме с минусом, то по карточке лицевого счета у предприятия сформировалась переплата по НДС.
Учитывая, что согласованную сумму налоговых обязательств за февраль 2015 года следует уплачивать со счета в системе электронного администрирования НДС, по нашему мнению, для исключения конфликтных ситуаций, предприятиям следует уведомить письмом контролирующий орган с просьбой зачесть сумму переплаты в счет погашения согласованных налоговых обязательств по НДС за февраль 2015 года.
Вполне вероятно, что налоговый орган (официально или нет), может отказаться зачитывать суммы переплат по НДС, возникшие по лицевому счету в счет погашения налоговых обязательств за февраль 2015, которые должны быть уплачены со счета в системе электронного администрирования, ссылаясь на абз. 3 п. 34 подраздела 2 раздела ХХ НКУ.
При этом следует помнить, что после 01.02.2015 расчеты с бюджетом в связи:
– с подачей уточняющих расчетов согласно п. 50.1 НКУ,
– уплатой налоговых обязательств, определенных контролирующим органом,
– уплатой штрафных санкций и пени
осуществляются налогоплательщиком в бюджет не с электронного счета, а с собственного текущего счета (пункт 25 Порядка № 569[1]).
На этот факт ГФС обращала внимание в письме от 19.01.2015 г. № 1403/7/99-99-19-03-01-17.
Таким образом, в случае если налоговый орган не захочет засчитывать суммы переплат, числящиеся на лицевых счета плательщиков, в счет уплаты налоговых обязательств за февраль, воспользоваться этими суммами можно в случае необходимости доплаты налоговых обязательств в связи с подачей уточняющих расчетов; налоговых обязательств, определенных контролирующим органом; а также штрафов и пени.
***************
[1] Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569
–
Елена Святун, аудитор ООО Аудиторская фирма «Капитал»