Записник Бухгалтера Загальні питання Алкогольно-табачные» отчеты: изучаем новые формы

Алкогольно-табачные» отчеты: изучаем новые формы

Минфин приказом от 11.02.16 г. № 49 (далее — приказ № 49) утвердил новый пакет отчетности о производстве и обороте спирта, алкоголя и табака, а также порядки их заполнения. Как и планировалось, этот приказ опубликован в бюллетене «Офіційний вісник України» от 22.03.16 г. № 21 и 22.04.16 г. вступил в силу. Значит, отчитываться за апрель нужно будет уже по новым формам. Спешим ознакомить вас с изменениями!

Форму отчета подают субъекты хозяйствования всех форм собственности, которые:

  • № 1-РС — производят и реализуют спирт (в том числе биоэтанол)
  • № 2-РС — производят и реализуют алкогольные напитки и виноматериалы
  • № 3-РС — производят и реализуют табачные изделия
  • № 1-ОА — получили лицензии на право оптовой торговли алкогольными напитками
  • № 1-ОТ — получили лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями
  • № 1-РА — получили лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками
  • № 1-РТ — получили лицензии на право розничной торговли табачными изделиями

Как видим, приказом № 49 утверждены новые формы отчетности для производителей и оптовых торговцев алкоголем и табаком, которые до сих пор отчитывались по «одноименным» формам, утвержденным приказами ГНАУ от 13.10.05 г. № 449 (далее —приказ № 449) и от 27.04.06 г. № 228 (далее — приказ № 228). Но что самое важное(!) — добавлена новая категория «отчитывающихся»: отныне в их числе субъекты, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями.

Подают новые отчеты отдельно за каждый месяц до 10 числа, следующего за отчетным, в орган ГФС по основному месту учета плательщика в электронной форме.

Отметим: предельным сроком их предоставления является 9-е число следующего месяца. Однако если этот день является выходным, праздничным или другим нерабочим днем, последним днем срока является первый, следующий за ним рабочий день. Это подтверждают и налоговики (консультация в категории 115.05 ЗІР ГФСУ).

Кстати, новые формы «алкогольно-табачной» отчетности в электронном виде уже появились в системе подачи электронной отчетности «Единое окно» (версия 1.22.4.0 от 15.04.16 г.). Они начнут действовать с 01.05.16 г. Очевидно, скоро эти формы будут и в других программах, позволяющих предоставлять налоговую отчетность. Напомним: приказ № 49 не предусматривает возможность их предоставления в бумажной форме.

Заполнение форм отчетов осуществляется с использованием кодов продукции согласноприложению к приказу № 49 (ср. USER_SHOW_ID). Отметим: коды и виды продукции, которые содержали приложение к приказу № 449 и приказ № 228, не соответствуют кодам в приложениик новому приказу № 49. А потому ориентироваться на старые коды и виды при заполнении новых отчетов нельзя.

А теперь давайте разберемся, что же изменилось в новых формах для производителей и оптовиков, а также поближе познакомимся с отчетами, которые предназначены для розничных торговцев алкогольными напитками и табачными изделиями.

Новые формы для оптовых торговцев

Оптовые продавцы алкогольных напитков и/или табачных изделий, как и раньше, подают отчеты № 1-ОА и/или № 1-ОТ в целом по предприятию с учетом всех его структурных единиц, которые не являются юридическими лицами. Информация подается по кодам и видам алкогольных напитков/табачных изделий согласно приложению к приказу № 49.

Форма № 1-ОА «Звіт про обсяги придбання та реалізації алкогольних напоїв в оптовій мережі». Согласно п. 4 разд. I Порядка заполнения формы отчета № 1-ОАединицей измерения, которая применяется при составлении отчета, является тыс. декалитров(в отличие от тыс. литров, предусмотренных старым приказом № 228).

Форма отчета существенно изменилась. Если старая форма содержала только одну таблицу, то новый отчет содержит три раздела.

Раздел I полностью повторяет таблицу старой формы.

Разделы II и III новой формы отчета № 1-ОА предусматривают отражение информации об обороте (в декалитрах) алкогольных напитков в разрезе контрагентов.

Так, в разделе II отражают перечень контрагентов, у которых осуществлялось приобретение алкогольных напитков, а в разделе III — контрагентов, которым алкогольные напитки были реализованы. Оба раздела имеют одинаковое количество граф.

Заполняем разд. ІІ и III формы № 1-ОА

  • Графа 1 — Дата приобретения/реализации алкогольных напитков
  • Графа 2 — Код административно-территориальной единицы согласно приложению кприказу № 49
  • Графа 3 — Наименование/Ф. И. О. контрагента
  • Графа 4 — Местонахождение импортера/экспортера, субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица или место проживания физического лица — субъекта хозяйствования (контрагента) и номер контактного телефона
  • Графа 5 — Код ЕГРПОУ/идентификационный код или серия и номер паспорта субъекта хозяйствования
  • Графа 6 — Код алкогольной продукции согласно приложению к приказу № 49
  • Графа 7 —  Объем приобретенных/реализованных алкогольных напитков (тыс. декалитров)

Как видим, здесь предусмотрена необходимость расшифровки приобретений/продаж алкогольных напитков не только в разрезе контрагентов, но и в разрезе дат осуществления таких приобретений/продаж.

Форма № 1-ОТ «Звіт про обсяги придбання та реалізації тютюнових виробів в оптовій мережі». Оптовых торговцев табачными изделиями постигла та же участь. Форма отчета № 1-ОТ теперь тоже содержит 3 раздела. В первом из них добавилась графа «Одиниця виміру», которую следует заполнять в том же порядке, который предусмотрен для производителей табачных изделий (согласно п. 7 разд. I Порядка заполнения формы отчета № 1-ОТ) — в остальном изменений нет. А разделы II и III предусматривают предоставление информации об обороте табачных изделий в количественном/весовом измерении в разрезе контрагентов, а также в разрезе дат осуществления приобретений/продаж табачных изделий. Содержание и порядок заполнения этих разделов аналогичны порядку заполнения соответствующих разделов формы отчета № 1-ОА.

Отчетность для розничных торговцев

Субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю алкогольными напитками (втом числе пивом!) и/или табачными изделиями, об объемах их приобретения и реализации ранее не отчитывались. Со вступлением в силу приказа № 49 все изменится. Ведь, как уже отмечалось ранее, для них в этом приказе предусмотрены отдельные формы отчетов:

  • форма № 1-РА «Звіт про обсяги придбання та реалізації алкогольних напоїв в роздрібній мережі» — для розничных торговцев алкогольной продукцией (в том числе пивом!);
  • форма № 1-РТ «Звіт про обсяги придбання та реалізації тютюнових виробів в роздрібній мережі» — для розничных торговцев табачными изделиями.

В случае если субъект хозяйствования имеет в своем составе структурные единицы, которые не являются юридическими лицами, отчет составляется в целом по предприятию с учетом таких структурных единиц (п. 3 разд. I Порядка заполнения формы отчета № 1-РА, п. 3 разд. I Порядка заполнения формы отчета № 1-РТ).

Заполняем формы № 1-РА, № 1-РТ

  • Графа 1, 2 — Код и вид алкогольной продукции/табака согласно приложению к  приказу № 49
  • Графа 3 — Остаток алкогольных напитков/табачных изделий на начало месяца
  • Графа 4 — Объем приобретения алкогольных напитков/табачных изделий всего за отчетный период субъектом хозяйствования, который осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками/табачными изделиями
  • Графа 5 — Объем реализации алкогольных напитков/табачных изделий всего за отчетный период
  • Графа 6 — Остаток алкогольных напитков/табачных изделий на конец месяца
  • Графа 7 — Пояснения

Как видим, от розничных торговцев требуется предоставить гораздо меньший объем информации, чем от их «оптовых» коллег. И это, пожалуй, единственный повод порадоваться. Ведь разного рода «неясностей» с заполнением новых розничных отчетов на практике не избежать.

Например, не совсем понятно, как отражать объем приобретения розничному предприятию, осуществляющему торговлю алкоголем/табаком, который получен им по договорам комиссии, ведь их приобретения в таком случае не происходит.

Интересная ситуация складывается и для физических лиц — предпринимателей. В связи с тем, что бухгалтерский учет у ФЛП отсутствует, определение показателей из форм № 1-РА, № 1-РТ превращается для них в сложную задачу. Но делать нечего: определять их придется.

Причем при определении объема реализации ориентироваться следует именно на объем отгруженных за отчетный период алкогольных напитков/табачных изделий, а не на сумму полученных от их реализации денежных средств. Благо, что в рознице эти величины зачастую совпадают.

Кроме того, может возникнуть вопрос о порядке заполнения количественных показателей отчетов. Ведь объемы реализации в рознице могут быть гораздо меньше, чем единица измерения, в которой должен быть заполнен отчет (тыс. декалитров — для алкоголя, млн шт. или тонна — для табака). Сколько знаков после запятой указывать в отчете в таком случае? На наш взгляд, следует указывать столько знаков после запятой, сколько необходимо для того, чтобы отразить необходимый объем реализации. То есть если за месяц розничное предприятие реализовало, допустим, 30 пачек сигарет (по 20 шт. в каждой) — в графе 5 оно указывает 0,0006 (600 шт. : 1 млн шт.). Предприятие, реализовавшее 1 кг трубочного табака, укажет в ней 0,001. А предприятие, реализовавшее 1 бутылку алкоголя (0,5 л), в соответствующей графе должен указать 0,00005.

Помните: согласно абзацу восемнадцатому ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95 за неподачу или несвоевременную подачу отчета или подачу отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий грозит штраф в размере 17000 грн. Поэтому забывать о новых отчетах не стоит.
Выводы

  • Отчитываться по новым формам, которые утверждены приказом № 49, нужно будет уже в мае.
  • Розничные торговцы алкоголем и/или табаком согласно приказу № 49 должны отчитываться по формам  № 1-РА и/или № 1-РТ.
  • Формы отчетов № 1-РС, № 2-РС, № 3-РС, предусмотренные для производителей спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, существенно не изменились.
  • Оптовые торговцы алкогольными напитками/табачными изделиями теперь должны подавать информацию об их приобретении/реализации в разрезе контрагентов.

За неподачу или несвоевременную подачу отчетов по формам № 1-РС, № 2-РС, № 3-РС, № 1-ОА, № 1-ОТ, № 1-РА, № 1-РТ предусмотрен штраф в размере 17000 грн.

Ольховик Ольга, налоговый эксперт, Бухгалтерская неделя

Источник: Консультант Частного Предпринимателя

Позначки:, , ,