Традиционно эксплуатация любого автомобиля сопровождается его ремонтом. Следовательно, вопреки финансовому кризису, для того чтобы обеспечить нормальный производственный процесс, средства выделять на разного рода ремонты придется. С 1 января 2015 года, в связи со сближением налогового учета с бухгалтерским, нормами НКУ несколько изменился порядок учета таких операций. Итак, в этой статье поговорим о том, как правильно отражать в учете, в т. ч. и налоговом, такие операции.
Галина Зубарь, главный редактор “Б&З”, ЛІГА:ЗАКОН
Прежде всего следует отметить, что любой ремонт, если на этот период прекращается использование автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия, сопровождается выводом автомобиля из эксплуатации, поскольку на такой период прекращается начисление амортизации (п. 23 П(С)БУ 7 и п. 2 письма Минфина от 17.07.2015 г. № 31-34000-30-27/14518).
Такое решение принимается руководителем предприятия в форме соответствующего приказа.
Из документа Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. Начисление амортизации при применении производственного метода начинается с даты, наступающей за датой, на которую объект основных средств стал пригодным для полезного использования. Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации при применении производственного метода амортизации прекращается с даты, наступающей за датой выбытия объекта основных средств. (п. 29 П(С)БУ 7) |
Однако, если ремонт происходит на протяжении нескольких дней в пределах одного календарного месяца, по мнению “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”, выводить из эксплуатацииавтомобиль не нужно.
Если же автомобиль все-таки был приказом выведен из эксплуатации, таким же способом его и необходимо ввести в эксплуатацию, в частности на основании акта ф. № ОЗ-2.
Для того чтобы определить, какой именно ремонт будет осуществляться, следует обратиться к нормам Положения № 102.
Из документа <…> текущий ремонт – ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами); капитальный ремонт – ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых <…> (п. 1.3 Положения № 102) |
Ремонт собственного автомобиля
Текущий ремонт
В соответствии с п. 3.12 Положения № 102 текущий ремонт выполняется при необходимости, согласно результатам диагностирования технического состояния автомобиля, или при наличии неисправностей и предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности.
К текущему ремонту автомобиля относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).
Перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г Положения № 102 (п. 3.13 Положения № 102).
Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту автомобиля (п. 3.14 Положения № 102).
Поскольку расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии, в частности и проведение текущего ремонта, и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7 и п. 32 Методрекомендаций № 561).
В зависимости от того, в каком подразделении используется автомобиль, расходы на текущий ремонт включаются в состав:
• общепроизводственных расходов (п. 15.4 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 91 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68. В части, которая потом распределяется, – Дт 23 Кт 91, а в части, которая не распределяется, – Дт 90 Кт 91;
• административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 92 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;
• расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 93 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;
• прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16) – при использовании автомобиля в иных целях, не упомянутых выше. Корреспонденция: Дт 949 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68 и т. п.
Капитальный ремонт
В соответствии с п. 3.15 Положения № 102 капитальный ремонт выполняется при необходимости согласно результатам диагностики технического состояния и предназначен для продления срока эксплуатации автомобиля.
К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.
К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы (п. 3.16 Положения № 102).
Стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. Основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является увеличение срока полезного использования объекта, повышение количества и/или качества продукции (работ, услуг), производимой (предоставляемой) этим объектом.
К таким работам относятся, в частности:
– модификация;
– модернизация объекта основных средств с целью продления срока службы или увеличения его производственной мощности;
– замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);
– внедрение эффективного технологического процесса, что позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы (п. 31 Методрекомендаций № 561).
О таком же говорит и п. 14 П(С)БУ 7.
В то же время согласно п. 30 Методрекомендаций № 561 расходы на капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами отчетного периода.
Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть приведут ли они в будущем к увеличению экономических выгод или же осуществляются для поддержки автомобиля в пригодном для использования состоянии, принимается руководителем предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561).
В большинстве случаев для того чтобы бухгалтеру правильно отразить в учете тот или иной ремонт, желательно иметь по этому поводу заключение ответственного лица (например, инженера), которое закрепляется приказом руководителя предприятия. Однако это теоретически идеальный вариант и на практике не всегда реально его достичь. Поэтому, по мнению “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”, в таком случае можно обойтись заключением инженера, который утвердит директор.
Итак, если принято решение относительно капитализации расходов на капитальный ремонт, в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция Дт 15 и Кт 20, 63, 65, 66, 68 и т. п., а после истечения ремонта Дт 105 Кт 15. Если же стоимость капремонта принято решение отнести в состав расходов, то в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция, аналогичная отражению расходов на текущий ремонт.
Например, установка сигнализации на автомобиль обычно увеличивает его первоначальную стоимость, поскольку считается улучшением, а вот замена шин не относится к ремонту вообще. Подробнее об этом читайте в материале “БУХГАЛТЕР&ЗАКОН” “Автомобиль на предприятии: учет запасных частей и автомобильных шин” (№ 23 за 2015 г.).
Налог на прибыль и НДС
В соответствии с пп. 138.3.2 НКУ не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования расходы на приобретение / самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или иные улучшения основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельностипредприятия. Однако этот запрет касается тех предприятий, которые имеют годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата по требованию абз. 9 пп. 134.1.1 НКУ. В эти ряды входят также те, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата (абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ).
Для тех предприятий, которые не корректируют финрезультат, стоимость ремонтов отражается в составе расходов по правилам бухгалтерского учета даже без наличия связи с хозяйственной деятельностью. Таким образом, финансовый результат, полученный в бухгалтерском учете, не корректируется для целей налогообложения на стоимость осуществленных текущих и капитальных ремонтов, за исключением ограничения, предусмотренного пп. 138.3.2 НКУ, и общего ограничения (пп. 140.5.4 НКУ) по расходам на товары, в т. ч. необоротные активы, а также работы, услуги, приобретенные у неприбыльных учреждений (организаций) и нерезидентов, зарегистрированных в государствах, указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ.
Что касается права на налоговый кредит по НДС, то уплаченный НДС в результате осуществления ремонтов включается в состав налогового кредита, если ремонтированный автомобиль используется в налогооблагаемых операциях хозяйственной деятельности (п. 198.3 НКУ), на основании составленной надлежащим образом и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной (п. 201.10 НКУ).
Кстати, с 1 июля 2015 года, если автомобиль будет использоваться в нехозяйственной деятельности, в соответствии с п. 198.5 НКУ всю сумму понесенных расходов необходимо будет включить в состав налогового кредита и на эту же на дату или на дату использования автомобиля в нехозяйственной деятельности необходимо начислить налоговые обязательства по НДС.
Рассмотрим вышеприведенное на примере.
Пример: 1 |
||
Условие: |
Предприятием, находящимся на общей системе налогообложения, было установлено газобалонное оборудование на автомобиль. Стоимость установки вместе с газобалонным оборудованием – 9600,00 грн (в т. ч. НДС 1600,00 грн), стоимость внесения изменений в регистрационные документы автомобиля в ГАИ – 800,00 грн без НДС. На основании заключения инженера такое улучшение приводит к увеличению будущих экономических выгод. |
|
Решение: |
Учет операции приведен в Таблице 1. |
Таблица 1
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн |
|
1. |
Осуществлена предварительная оплата СТО за газобалонное оборудование и установку |
371 |
311 |
9600,00 |
2. |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641/НДС |
644 |
1600,00 |
3. |
Установлено газобалонное оборудование (согласно акту выполненных работ) |
151 644 685 |
685 685 371 |
8000,00 1600,00 9600,00 |
4. |
Осуществлена предварительная оплата за внесение изменений в регистрационные документы автомобиля в ГАИ |
371 |
311 |
800,00 |
5. |
Внесены изменения в регистрационные документы автомобиля |
151 685 |
685 371 |
800,00 800,00 |
6. |
Увеличена первоначальная стоимость автомобиля на сумму понесенных расходов (9000,00 + 800,00) |
105 |
151 |
9800,00 |
Ремонт арендованного автомобиля
Действующим законодательством не предусмотрен запрет относительно осуществления ремонтов арендованного автомобиля. Более того, порядок проведения ремонта объектов аренды прописан в ст. 776 ГКУ, то есть все зависит от условий договора аренды. При этом арендодатель может принять решение компенсировать сумму расходов на ремонт автомобиля или не компенсировать. Опять-таки, как договорятся между собой стороны.
В соответствии с п. 8 П(С)БУ 14 и п. 21 Методрекомендаций № 561:
– расходы на текущий и капитальный ремонт, которые не приводят к увеличению будущих экономических выгод, относятся в состав соответствующих расходов (аналогично корреспонденции, приведенной для бухгалтерского учета расходов на текущий ремонт собственного автомобиля);
– расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов. Для этого создается объект, учитываемый на субсчете 117 “Прочие необоротные материальные активы” с начислением амортизации прямолинейным или производственным методом (п. 27 П(С)БУ 7). При этом осуществляется корреспонденция ДТ 23, 91, 92, 94 и т. п. и Кт 132.
На заметку Начисление амортизации с применением производственного метода запрещено пп. 138.3.1 НКУ. |
Однако поскольку требования ст. 138 НКУ касаются предприятий, имеющих годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата, а также тех, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата, значит, остальные предприятия могут применять в налоговом учете производственный метод начисления амортизации. Хотелось бы услышать по этому поводу авторитетную точку зрения налоговиков.
В то же время не следует забывать и о запрете относительно начисления амортизации пп. 138.3.2 НКУ, если понесенные расходы касаются автомобиля, используемого в нехозяйственной деятельности предприятия, а также общих ограничениях (пп. 140.5.4 НКУ) по расходам на товары, в т. ч. необоротные активы, а также работы, услуги, приобретенные у неприбыльных учреждений (организаций) и нерезидентов, зарегистрированных в государствах, указанных в пп. 39.2.1.2 НКУ.
Однако, как всегда, “скрещивание” налогового и бухгалтерского учета не обошлось без неожиданности – пп. 138.3.3 НКУ не содержит такой группы, как “Прочие необоротные материальные активы”. Поэтому видим следующие выходы из ситуации:
• на стоимость улучшений увеличить группу 5 “Транспортные средства” и начислять амортизацию, однако в этом случае не будет тождественности между бухгалтерским и налоговым учетом;
• обратиться к налоговикам за индивидуальной налоговой консультацией;
• не принимать решение относительно капитализации расходов на проведение улучшений (о чем мы указывали выше), а на основании приказа руководителя предприятия или утвержденного руководителем заключения инженера классифицировать их как не увеличивающие в будущем экономических выгод и сразу включить в состав соответствующих расходов.
Последний вариант выгоден еще с позиции, если превысившим годовой доход в 20 млн. грн. придется досрочно возвращать арендованный автомобиль.
Рассмотрим вышеприведенное на условном примере.
Пример: 2 |
||
Условие: |
Предприятием, находящимся на общей системе налогообложения, был оборудован сигнализацией арендованный автомобиль, обслуживающий админаппарат. Стоимость установки (условно) – 4800,00 грн (в т. ч. НДС 800,00 грн). По договоренности с арендодателем арендатор расходует средства без компенсации. На основании заключения инженера стоимость установки не приводит к увеличению будущих экономических выгод, поскольку имеет целью исключительно сохранность арендованного имущества. |
|
Решение: |
Учет операции приведен в Таблице 2. |
Таблица 2
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
|
Дт |
Кт |
|||
1. |
Осуществлена предварительная оплата СТО |
371 |
311 |
4800,00 |
2. |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641/НДС |
644 |
800,00 |
3. |
Установлена сигнализация (согласно акту выполненных работ) |
92 644 685 |
685 685 371 |
4000,00 800,00 4800,00 |
Правовой глоссарий:
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.
2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
3. П(С)БУ 7 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”, утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.
4. П(С)БУ 14 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 “Аренда”, утвержденноеприказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.
5. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 “Расходы”, утвержденноеприказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.
6. Положение № 102 – Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.
7. Методрекомендации № 561 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.
“БУХГАЛТЕР&ЗАКОН”